Перейти к содержимому

Что такое цели обучения и для чего их формулировать?

Разработчики учебных материалов говорят: материал хорош тогда и только тогда, когда после работы с ним ученик приобретает именно то, что нужно приобрести (необходимые знания, умения, навыки) и не приобретет ничего лишнего, а особенно — нежелательного.

Действительно, если в результате работы с цифровым образовательным ресурсом ученик ничего не приобретает или приобретает не то, что ожидали разработчики этого ресурса, то такой ресурс трудно назвать полезным. И наоборот, если в результате работы с электронным учебным материалом ученик изменяется в нужном направлении, программу можно оценить положительно.

Четкое, явное описание желательных результатов (целей) обучения — важный шаг на пути создания эффективных (полезных, действенных) учебных материалов. Хорошо описанные цели — главный инструмент, который используют:

  • дизайнер учебных материалов — при разработке сценария;
  • учащийся — для формирования своих ожиданий, понимания хода и собственной оценки результатов обучения;
  • заказчик — при определении результативности выполненной разработки.

Предположим, разработчики учебных материалов подготовили:

  • перечень целей создания учебных материалов как части более широкой задачи, которую решает подготовка кадров;
  • описание контингента учащихся;
  • описание условий предстоящего обучения;
  • иерархию учебных задач.

Тогда следующие шаги:

  • уточнить (детализировать) перечень целей обучения, для достижения которых разрабатывается учебный материал,
  • определить способы, позволяющие продемонстрировать успешность (или не успешность) обучения с помощью создаваемых учебных материалов.

Когда говорят: «Перед началом разработки учебных материалов необходимо определить цели обучения», это означает следующее: после того, как выполнен анализ целей обучения, эти цели необходимо уточнить, а затем приступить к разработке собственно учебных материалов (готовить сценарий, редактировать его, готовить электронную версию материалов, проводить его испытание и доводку).


Итак, цели обучения можно определить следующим образом:


Цели – это то поведение, те знания, умения и навыки, те отношения и ценности, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать обученным или компетентным.


Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс.

Формулировка цели обучения — это описание того поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы продемонстрировать свою компетентность в изучаемом вопросе. Описание цели отражает ожидаемый результат обучения, а не сам учебный процесс.


Хорошее описание целей обучения необходимо по трем причинам.

Причина 1

Явно заданные (сформулированные) цели обучения — основа для разработки (определения) содержания учебного материала, используемых источников и методов обучения. Ведь если вы не знаете, куда направляетесь, трудно понять, как туда добраться!

Прежде, чем выбирать вид транспорта, надо точно знать, куда предстоит отправиться. Однако, разработчики учебных материалов часто считают, что им все ясно и без дополнительных указаний. Отсутствие хорошо заданных целей обучения, блуждание в облаке педагогической интуиции — одна из главных причин многих просчетов при подготовке учебных материалов.

Причина 2

Без явно заданных (сформулированных) целей обучения трудно определить, в какой мере Ваши обучаемые освоили требуемый материал. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно составить только тогда, когда ожидаемые результаты обучения заданы явно и точно. Без этого разработчики учебных материалов могут включить в них задания, которые слабо связаны с целями курса.

Без явного описания целей трудно проверить педагогическое качество разработанных учебных материалов, невозможно сравнить между собой материалы различных авторов. Без согласованных с заказчиком целей трудно избежать недоразумений на этапе приемки разработанных материалов, продемонстрировать качество выполненной работы.

Причина 3

Ясное описание целей обучения помогает учащемуся сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебной работы, сознательно направлять усилия на достижение этих целей в процессе обучения. Информируя учащихся о целях обучения, Вы проявляете к ним уважение, предлагаете разделить ответственность за результаты учебной работы, приглашаете их к разговору на равных.

На практике нередко случается так, что ученики тратят много сил, в попытке понять: "Чего же они от меня хотят"? Предоставить обучаемым ясную и точную информацию о целях обучения - значит сделать их союзниками в учебной работе. Педагогическая практика и многочисленные исследования показывают, что эффективность учебных материалов заметно растет, если их авторы знакомят обучаемых с целями обучения.

Итак, ясное определение целей обучения служит основой:

  • для определения содержания и методов обучения;
  • для оценки результатов учебной работы;
  • для активизации обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса.

Кроме того, тщательная проработка целей обучения позволяет легче понять, какие из уже существующих учебных материалов можно использовать в ходе (или вместо) разработки цифровых образовательных ресурсов.


Вопросы для самопроверки:

  • В КАКИХ СЛУЧАЯХ, ДЛЯ ЧЕГО И КАК ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ? НАЗОВИТЕ И ОПИШИТЕ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ СИТУАЦИЙ;
  • НАЗОВИТЕ ТРИ ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ ЯВНО ОПИСЫВАТЬ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ;
  • ПРИДУМАЙТЕ И СФОРМУЛИРУЙТЕ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ ЕЩЕ ОДИН ДОВОД В ЗАЩИТУ ЯВНОГО ОПИСАНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ.