Перейти к содержимому

Условия. Для чего?

Исполнение — обязательная часть формулировки цели обучения. Но его может оказаться недостаточно. Часто условия, при которых должно демонстрироваться исполнение, играют решающую роль. Допустим, наша цель — научить вставлять в текст Word- документа таблицы из Excel. Значит ли это, что обучаемый должен сам составить эти таблицы (и уметь работать с Excel)? Чтобы избежать подобных недоразумений, описание исполнения в формулировке целей обучения нередко дополняют описанием условий. Обычно, они выглядят так:

  • Получив список ...
  • Не пользуясь дополнительными материалами...
  • Получив стандартный набор инструментов ...
  • Пользуясь любыми средствами пакета MS Office...

Возникает вопрос, насколько детально надо описывать условия? Вспомним, что главное назначение целей обучения — донести свое понимание результатов до других людей. Вносите в условие столько деталей, чтобы другие могли понимать ваши намерения так же хорошо, как и Вы сами. Определяя условия, попытайтесь ответить себе на такие вопросы:

  • Что разрешается, и что не разрешается использовать обучаемому в ходе ожидаемого от него исполнения?
  • В какой обстановке вам хотелось бы видеть желаемое исполнение?
  • Есть ли такие действия, которые вы не хотели бы сформировать? Включает ли описание целей обучения указания на эти действия?

Один из распространенных способов уточнения условий — включить в описание цели образец задания, которое должно выполняться по окончании обучения. Скажем, у нас есть такое описание цели:


Обучаемый может выделить из полной суммы платежа S сумму НДС при заданной процентной ставке НДС (P)


Для бухгалтера формулировка ясна. Однако, для учащегося неплохо привести пример. Тогда описание цели будет выглядеть так:


Обучаемый может вычислить значение НДС при заданных сумме платежа (S) и процентной ставке НДС (P) по формуле:

НДС = (S X P)/(100 + P).

При S = 1200 руб. и Р = 18% сумма НДС = 183 руб.


Разработка учебных материалов - не только ремесло, но и искусство. Здесь нет готовых рецептов на все случаи жизни. Главное при описании целей — стремиться к тому, чтобы они выполняли свою роль. Во всех сомнительных случаях Вам поможет простое правило:


Если другие члены команды разработчиков не согласны с предложенным определением, не вдавайтесь в полемику. Скорректируйте определение сами или предложите это сделать Вашему оппоненту.


Задание для самопроверки:

НИЖЕ ПРИВЕДЕНЫ НЕЯВНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕФОРМУЛИРУЙТЕ ИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИКАТОРОВ И УСЛОВИЙ.

  • ЗНАТЬ: ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАЙОННОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ; ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ПЕДИАТРИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ;
  • ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ В ДЕТСКОМ ЛЕЧЕБНОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.