Перейти к содержимому

Критерии. Зачем?

Хорошо определенная цель точно описывает:

  • что именно должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить успешность своего обучения (исполнение);
  • в каких условиях он должен это продемонстрировать (условия);
  • насколько хорошо он это делает (критерии).

Критерии включают в описание целей для того, чтобы зафиксировать:

  • насколько хорошо надо подготовить обучаемого, чтобы он мог приступить к освоению следующей учебной задачи;
  • насколько хорошо должно выполняться требуемое действие, чтобы считать обучение законченным (не забывайте, что обучаемый будет продолжать совершенствовать свои знания, умения и навыки на практике).

Рассмотрим еще один пример описания цели обучения:


Заполнять поля экранной формы, не отступая от требований инструкции, со скоростью не менее 45 форм в час


В этом примере есть указание на скорость выполнения осваиваемого действия, и оно, вероятно, уместно. Скорость выполнения действия — типичный пример использования критерия в описании целей обучения. Другой часто встречающийся случай — точность (безошибочность) выполнения требуемых действий.


Задание для самопроверки:

ПЕРЕПИШИТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ ВЫШЕ ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ЦЕЛИ, ВЕЛЮЧИВ В НЕГО УКАЗАНИЕ НА ТРЕБУЕМУЮ ТОЧНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ


Часто нет необходимости детально перечислять все специфические критерии, которым должно отвечать исполнение. Достаточно сослаться на уже имеющиеся общепринятые требования. Этот прием использован в предыдущем примере, где использованы слова "... не отступая от требований инструкции...".

Более сложный пример:

Однажды Н.В. Никитину и А.Ю. Уварову (авторам книги, на основании которой подготовлен этот учебный модуль) пришлось готовить семинар по обучению методике разработки сценариев электронных учебных материалов. Их намерением было - научить слушателей адекватно рассказывать другим людям (сообразно обстоятельствам и составу аудитории) о таких материалах. Но что значит "адекватно"? Интуитивно это ясно, но что это означает в терминах "хорошо определенных" целей обучения? В результате, появилось такое описание цели:


Используя все доступные источники информации, подготовить и провести беседу со своими коллегами или с незнакомой аудиторией о достоинствах использования электронных учебных материалов. Предполагается, что вы можете получить характеристику контингента ваших слушателей. В рассказе должно присутствовать:

  • упоминание не менее пяти свойств электронных учебных материалов, которые отличают их от традиционных «бумажных» изданий;
  • обсуждение не менее трех типичных ложных представлений о возможностях электронных учебных материалов;
  • описание не менее двух преимуществ электронных учебных материалов, которые особенно важны для данной аудитории.

В результате возникло более полное и ясное представление о том, что имелось в виду при постановке задачи "... адекватно рассказывать другим людям (сообразно обстоятельствам и составу аудитории) о электронных образовательных материалах".

Читая описание цели обучения, порой нелегко различить, где указаны условия, а где критерии. Согласимся, что это не имеет большого значения. Главное, чтобы описание целей хорошо предавало намерения их составителей.


Запомните!

Независимо от того, как названы отдельные составные части определения, описание цели можно признать хорошим, если оно позволяет ответить на четыре вопроса:

  • Что имеет в виду их автор?
  • Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать результативность обучения?
  • Что при этом может и/или не может использовать обучаемый?
  • Как можно убедиться, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?

Задание для самопроверки:

НИЖЕ ПРИВЕДЕНЫ ТРИ ОПИСАНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ УТОЧНЕНИЯ. ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ИХ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНИ СООТВЕТСТВОВАЛИ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К "ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННЫМ" ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ.

  1. К КОНЦУ ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ УЧАЩИЕСЯ СМОГУТ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ПРЕДВЕЩАЮЩИЕ РАЗОРЕНИЕ БАНКА.
  2. ПОСЛЕ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПОСОБИЕМ "ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ" УЧАЩИЕСЯ УЗНАЮТ, КАК В КОМПЬЮТЕРЕ ХРАНИТСЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
  3. ИЗУЧИВ ONLINE-КУРС "ЗНАКОМСТВО С MS POWERPOINT", ОБУЧАЕМЫЕ ПРИОБРЕТУТ ПЕРВИЧНЫЕ НАВЫКИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛА К ПРЕЗЕНТАЦИЯМ.